Регистрация и ликвидация фирм с 2000 года

Уголовная ответственность за деятельность фирм однодневок.

Одним из главных факторов, тормозящих полноценное развитие Российского государства, является огромная область экономической системы скрытая в тени.  Но масштаб не единственная характеристика этого негативного явления, пугает динамика, с которой растут объемы денежной массы, проходящей мимо бюджета.

В отличие от 90-х годов прошлого столетия, криминальный промысел имеет гораздо меньший удельный вес в структуре теневой экономики .  Сегодня на смену приходят столь же беззаконные,  но столь юридически продуманные и экономически обоснованные виды финансовых операций.

Самый распространенный вид  денежных махинаций - создание фирм однодневок. Чтобы продемонстрировать массовость этого явления достаточно сказать, что 50% недоимок в налоговой системе России вызвано деятельностью таких организаций. Это закономерно, ведь львиная доля юридических лиц,  зарегистрированных на территории страны, обладают всеми формальными признаками однодневки.

Такие организации создаются с целью освобождения другого юридического лица от значительной части налогового бремени. Происходит это путем оформления двусторонних соглашений, актов и прочих документов, которые де юре свидетельствуют об оказании определенных услуг или о совершении другой полноценной сделки.  Де факто же, проводя деньги через такую организацию, псевдозаказчик уменьшает налогооблагаемую базу, а, кроме того, получает право на налоговый вычет.

До сих пор ни одно государство мира не смогло решить эту проблему. Но это вовсе не значит, что не существует эффективных мер по борьбе с финансовыми преступлениями. И задача властных органов совершенствовать законодательную базу и регламентировать механизмы правоприменения в этой области.

В современном уголовном законодательстве существует тенденция экономии мер государственного принуждения. В частности, это касается либерализации наказаний за экономические преступления. Излишнее увлечение законодателя разгрузкой системы исполнения наказаний в глазах народа подчас ставит под сомнение легитимность власти.  Поэтому без исключений из общего потока продуктов правотворчества не обходится.

В их числе Федеральный закон N 419-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ", принятый на основе законодательной инициативы президента. Благодаря этому нормативному акту в Уголовный закон были включены статьи, устанавливающие ответственность за  причастность к незаконной деятельности фирм-однодневок.

Первая из них, ст. 173.1, криминализирует образование юридического лица через подставных лиц. Под подставными лицами в данной норме понимаются формальные учредители или участники организации, ставшие таковыми в результате ввода их в заблуждение.  Угроза уголовного наказания, в том числе реального лишения свободы, в ближайшем будущем будет способствовать сокращению попыток использования наивных и юридически неграмотных граждан, чаще всего представителей низших слоев общества. До вступления в силу 419-ФЗ такой способ ухода от ответственности за деятельность  фиктивного контрагента, являлся самым популярным. Следует отметить, что объективно для данной нормы вовсе не важна преступная цель организации такого предприятия, сам факт использования подставного лица достаточен для применения указанных в ней санкций.

Квалифицированный состав практически стандартный для преступлений данной категории и предусматривает ужесточение санкций в случае наличия нескольких соисполнителей, а также при использовании лицом своего служебного положения. Так отражается большая общественная опасность преступлений, совершенных в рамках различных коррупционных схем.

Если в первой статье учредители фиктивного предприятия являются лишь средством для субъекта преступления, то в ч.1 ст. 173.2 предусмотрена уголовная ответственность лиц,  добровольно предоставляющих документы для организации юридических лиц, учреждаемых для совершения финансовых преступлений. Здесь, в отличие от прошлой статьи, имеется прямое указание на цель создания организации однодневки. Предупредительная функция данной нормы заключается в предполагаемом нежелании исполнителя нести ответственность за действия сторонних лиц.

При этом очевидно, что представитель “старшей” организации, непосредственно инициировавший создание фиктивного предприятия, по всем признакам является организатором преступления. И так как его умыслом охватываются и действия исполнителя, и специальная цель создания организации, общественная опасность его деяния может быть признана более высокой, чем у исполнителя.

Ч.2 ст 173.2 предусматривает ответственность за незаконное использование документов в целях указанных ранее.

Одним из положительных моментов является и то, что для этих статей не предусмотрено специальное основание для освобождения от уголовной ответственности(ст. 76.1). Это не позволит преступникам откупиться от реального наказания.

Судебная практика по уголовным делам по новым статьям еще не сформировалась, поэтому отсутствуют официальные толкования в постановлениях пленума Верховного Суда. Однако в среде практикующих юристов уже идут жаркие дискуссии. Преобладает мнение, что данные статьи не смогут адекватно охватывать преступную деятельность конечных выгодоприобретателей. Насколько они в действительности эффективны покажет время и сухие цифры статистики, остается только ждать…

Способы оплаты


  • в наличной форме

  • перечислением на наш расчетный счет
    (см. реквизиты)

  • кредитной картой
Остались вопросы?
+7 (495) 580-24-01